«Космос в чайной чашке» в Эрмитаже – быть или не быть?
Главной чертой каждого философа является умение видеть великое в малом – так считал Уильям Блейк, один из величайших поэтов Англии. Это изречение можно лаконично поместить в словосочетание «небо в чашечке цветка». Аналогичным образом поступают японцы, который для постижения своего собственного «я», необходима лишь чашка чая, в которой заключен космический смысл. Именно поэтому выставка в Эрмитаже получила такое название «Космос в чайной чашке».
Подобная выставка пройдет в России впервые, на ней будет представлена керамика Раку, которая создается специально для проведения чайной церемонии. Неудивительно, что керамика Раку является важной частью духовной культуры Японии. Выставку планируется проводить в полутьме, которую будут рассекать несколько лучей света, мягко ниспадая на глиняные изделия.
На выставке будут представлены самые оригинальные экспонаты, среди которых, например, чашка квадратной формы, которую изобрел японский мастер Тедзиро. Также Тедзиро является основателем гончарной династии Раку, который первый в мире отказался от использования корейских и китайских сервизов еще в 1535 году. Вместо этого он стал производить особые чайные чашки терракотового и черного цвета – отмечает Мацубара Рюити – куратор выставки.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Эрмитажа Татьяна Арапова рассказывает, что новый взгляд на создание посуды для чая в то время считался новаторским. Ведь помимо чашек Тедзиро также перестал пользоваться ложками, блюдцами и чайниками для заваривания чая – он стал заваривать напиток непосредственно в чашке. Свой подход он объяснял тем, что заваривание чая таким способом позволяет человеку настроиться на философский лад. Поэтому он был уверен: если заказать кофе или чай в готовом виде, соединиться с космосом не удастся.
Для изготовления «космических» чашек последователи династии Раку, которые, кстати, до сих пор прославляют фамилию предка, используют редчайший сорт глины, добыча которой производится в окрестностях г. Киото. Покрывают готовые изделия слоем специальной глазури, рецепт которой держится в строгом секрете и передается в династии по мужской линии из уст в уста.
Важно отметить, что в процессе изготовления чашек мастера не пользуются традиционным гончарным кругом – все работы проводятся только вручную. В результате получаются изделия с явной асимметрией, на чашках отчетливо видны подтеки глазури. Но именно эта «небрежность» граничит с изысканностью и натуральной красотой, секрет которой кроется в простоте. В этом и заключается прелесть и особенность керамики Раку.